Виталий Куличенко нашел себя в йоге

- Виталий, что йога для тебя?
- Образ жизни. Способ взаимодействия с собой, с миром. Йога - это не просто практика, это философия. Йога – это все.

- Как ты пришел в йогу?
-Я пришел в йогу из восточных единоборств. Начал с у-шу. Потом ушел в боевые стили. Много всего себе наломал: в четырнадцать лет здоровья много, море по колено. Но внутри оставалась пустота. Не было понимания, куда и зачем я двигаюсь, чего хочу от жизни в самом большом смысле слова. Для меня ответом стала йога. Я начинал с раджи-йоги, это созерцательные техники, направленные на управление внутренними состояниями через концентрацию и дыхание. Работа с телом добавилась позже. Так что хатха-йогой я серьезно начал заниматься в 1992 году.

- А как ты понял, что именно йога – то, что тебе нужно. Что послужило сигналом?
- Я заметил, что сочетание практик приводит к состоянию равновесия и внутренней тишины. Комплексы давали расширенность внимания, я начинал чувствовать, что происходит вокруг меня на пять метров, на десять, и дальше. йога не значит, что ты куда-то заныриваешь и копаешься в себе. Если правильно выполняешь комплекс, ты работаешь с телом, управляя мышцами, снимаешь напряжение, следишь за дыханием. Но при этом ты не теряешься. Это и есть гармония с самим собой и с окружающим миром.

- У кого ты учился?
- В основном самостоятельно. Я своего Учителя нашел пять лет назад, зовут его Анатолий Зенченко. Он киевлянин. Двукратный чемпион мира по йога-спорту и один из сильнейших преподавателей йоги в мировом масштабе. Я видел немало сильных тренеров, но у Анатолия помимо мастерства есть удивительный дар донесения. Он разработал свой особый метод, необыкновенно эффективный и максимально гармоничный. Не случайно, индусы признают его Мастером.
С момента встречи с ним у меня изменился взгляд на йогу. Я понял, что это нечто очень глубинное. Теперь я смотрю на йогу как на путь к себе и путь к Богу, и, пожалуй, только три последних года я действительно понимаю, что такое йога, и то примерно. А вообще мастера йоги говорят, что только после двадцати лет занятий йогой, приходит понимание, какой она должна быть. А дальше дело техники.

- В силу специфики работы, мне много приходится беседовать с людьми. Должна отметить, ты очень четко формулируешь мысли. Видимо, ювелирная работа с телом позволяет и мыслями так же умело управлять?
- Я думаю, что каждый человек должен прийти к определенной ясности в своей жизни и понимать, что он хочет, куда идет, что для него является приоритетом. Определиться со своей системой ценностей. Иначе, если у человека нет стержня, нет смысла жизни, трудно понять, куда он движется. На самом деле, эта неопределенность рождает большую внутреннюю неудовлетворенность, диссонанс, стрессы. Когда у человека есть цель, и он, как метеор к ней несется, все просто и гармонично.

- А какая цель у тебя?
- Это может прозвучать, как пустое слово, как красивое слово, или как призыв к действию, но я считаю, каждый человек движется к святости, к совершенству, не много ни мало. Просто кто-то видит совершенство, как высоты в бизнесе, в творчестве, кто-то в работе с телом, кто-то находит себя в науке, в воспитании. Но каждый человек, как мне кажется, движим желанием быть лучше. Это абсолютно естественное желание. И, слава Богу, что мы все такие разные. В этой палитре божественного замысла и есть главная красота. А я, на самом деле, не такой уж особенный, я такой, как все. Просто я нашел себя в йоге, и теперь этим знанием делюсь. А вообще каждый идет к богу, и этот путь – это путь к себе.

- Любой человек, если он будет упорен, сможет через йогу нащупать тот стержень, о котором ты говорил?
- Безусловно. Кто ищет, тот найдет. Стучащему - открывается. Если человек по настоящему хочет, и не боится пройти как по темным, так и по светлым тропинкам своей жизни, он обязательно найдет. Но только, если действительно хочет. Если ты говоришь: хочу мороженого, покупаешь и ешь его, значит, ты действительно хотела мороженого. А, если говоришь: я хочу мороженного, но не покупаешь его, значит, не так сильно хочешь.
Я знаю много людей, которые говорят, что занимаются йогой, но дальше разговоров дело не идет. Йога это практика, а разговорами сыт не будешь. А вообще, в каждом событии есть чему поучиться. Не стоит сидеть и ждать, что разверзнутся небеса и с небес прокричат, как тебе жить. На востоке говорят: нужно, и муравей вестником будет. Человек не знает, какими путями жизнь доносит до него нужные знания, просто нужно быть готовым их услышать, нужно быть открытым, восприимчивым, уметь читать знаки. И смело, дерзко двигаться к своей цели.

- У меня после занятий иногда бывает странное состояние. Я могу врезаться в дверной косяк, забыть вещи в раздевалке. Это нормально?
- Такое состояние – это не есть хорошо. Наоборот после занятий ум должен быть ясен, как никогда. Обычно такое случается, если внешние условия, а именно сильный комплекс, подавляет нашу энергию. Но мы должны быть собранны, каждое движение исполнять осознанно, чувствовать то, что мы делаем. И выполнять комплекс максимально корректно, с точки зрения техники, работы мышц, дыхания, чтобы наше внимание все это время было в тонусе, ни на мгновенье не уплывало куда-то. Если мы входим в форму и чувствуем в каком-то участке тела напряжение, то все наше внимание уходит туда, и сосредотачивается в одном месте. Это не есть хорошо, это ограниченное восприятие себя, а нам нужно ощущение всего себя целиком. Например, вертикальные асаны.
Мы уводим внимание в стопы, прикрепляемся вниманием к полу, но затем от стоп заполняем вниманием всего себя целиком, иначе просто ничего не получится. Именно из этого состояния нужно входить в форму. тогда наше внимание расширяется. Если удается пройти весь комплекс в таком состоянии, мы добиваемся максимального эффекта в плане работы с телом и приходим к свободе сознания. Мы становимся более восприимчивы, более открыты, и в тоже время достигаем гармоничности равновесия, нет в голове хаотично носящихся мыслей, нет каких-то всплесков эмоций, это ровное состояние, из которого мы можем проявится и быть более адекватными, боле восприимчивыми, более творческими. То есть, мы входим в состояние, из которого фактически и начинается все по настоящему живое.
Йога говорит, что есть сознание и есть осознование. сознание это все, чем мы являемся. Каждая клеточка нашего тела и все тело целиком. А осознаем мы себя преимущественно в голове. Наступили на колючку, у нас появилась стопа. Заболело в груди, узнали, что у нас есть сердце. А что такое практика йоги? Это стремление добиться того, чтобы сознание и осознание слились воедино. Тогда в нашем сознании не будет преобладать лишнее, не будет ментальной болтовни, бесконтрольно бродящих мыслей. Мы войдем в состояния тишины и равновесия. То есть, в то состояние, в котором мы можем вместить в себя что-то новое.
Мы же оперируем ограниченным набором информации, каков бы не был наш багаж, но он имеет пределы. Допустим, смотрим мы на дверь, и в нашем уме есть набор характеристик, с помощью которых мы можем ее оценить. Она, например, большая, желтая, со стеклом, у нее есть ручка и замок. И все, ничего больше мы об этом предмете не скажем, потому что, оценили его с помощью того набора информации, который есть у нас в голове. А если взглянуть на дверь по-другому? Почувствовать, сколько ей лет, с какой любовью мастер вырезал на ней узор, какую смысловую нагрузку он в него вкладывал. Вот чистота восприятия и неограниченность ментальной концепции.

- А без йоги можно достичь такого состояния?
- Конечно. Йога всего лишь инструмент. Есть люди, которые не занимаются йогой, но они йоги от природы. Это, как правило, творчески натуры. Художники, поэты, музыканты – люди, имеющие неординарные взгляд на вещи. Они смотрят на мир нестандартно, поэтому и творят. В моей практике есть примеры, когда люди через йогу пришли к взрывному, просто феерическому творчеству. Они начали писать стихи, музыку, исполнять песни. Даже выпускались альбомы и книги.

- Мне интересен еще и психологический аспект. Допустим, человек склонен к проявлению агрессии. Йога помогает контролировать эмоции, укрощать агрессию?
- Мне не нравится слово «укрощать». Укрощать, то есть, загонять во внутрь, а это значит, она рано или поздно прорвется. Любые проявления психопатии – это проявления человека нереализованного, раздробленного. Агрессия возникает в компенсацию. На самом деле ничего не надо загонять во внутрь, не стоит подавлять эмоции, даже агрессию. Надо просто дать этому выход, просто задав более гуманное направление. И творчество в этом плане – лучший инструмент. Когда разрушающая энергия примет созидающее начало, человек будет счастлив. Ведь на самом деле человек по настоящему получает удовольствие только тогда, когда он сделал что-то значимое. Все получают удовольствие от позитива.

- Ну, не знаю, есть же натуральные садисты. Во власти, например, таких сколько угодно. Издевательства, унижение подчиненных – сплошь и рядом такое. Причем, причиняя другим боль, они испытывают удовольствие.
- Это люди глубоко несчастные. Либо недолюбленные в детстве, либо пережившие неразделенную любовь. В любом случае, имеет место какая-то подавленность. Кто-то уходит в депрессию, кто-то в агрессию. По большому счету, это одно и тоже. Это энергия, а какую полярность мы ей придадим, ту она и примет. Йога – это комплекс особых упражнений, который, во-первых, помогает осознать себя как такового, во-вторых, позволяет реализовать стремление быть лучше. Занятия йогой приводят к тому, что человек осознает, что он представляет из себя на самом деле. увидеть себя — это уже пол дела. После этого он решит, оставаться ли ему в данном статусе, или что-то менять в себе. Я не думаю, что кто-то на земле хотел бы быть несчастливым.

- Ну да. Вопрос, как каждый из нас понимает счастье.
- Система ценностей у каждого своя. Даже, если человек решит, что будет счастлив в том, чтобы причинять боль другим – это его выбор, его ментальная концепция. Но его выбор не имеет отношения к йоге. История знает много примеров религиозного фанатизма, когда люди, уверовали, что, убивая за своего Бога, они делают правое дело. Они считали, что были счастливы, но я не думаю, что это на самом деле так.

- Я так поняла, что для тебя нет ничего, чтобы ты не признал, как норму. Хоть про что-нибудь ты можешь сказать определенно: это плохо.
- Думаю, если человек отрицает любовь, это не очень хорошо для человека. Потому что ему от этого плохо.

- Что значит «отрицает любовь»?
- Во-первых, не принимает себя таким, каков он есть. Он не любит, не понимает себя. Свое тело, свою душу. Следовательно, он не понимает и не принимает любовь ближних. И это делает его очень несчастным. И это, определенно, очень нехорошо. Как человек может быть любящим, дарящим, если у него нет этого внутри? Не дают от недостатка. Дают от избытка. Искренне любящий человек не может быть негодяем.

- Если человек, которому точно йога помогла бы, никак не может втянуться в занятия. Отторжение у него возникает. Что делать?
- Если человек не готов, не восприимчив, не способен вмесить в себя новое, потому что сосуд его сознания заполнен, он, конечно, не пойдет на занятия.
настаивать не стоит. Если занятия вызывают раздражение, неудовольствие, не стоит их продолжать, это уже какое-то ограничение, насилие. Йога этого не приемлет. Ограничивать человека в его восприятии не стоит. Если уже господь Бог дал человеку полное право выбора, как можем мы лишать его этого права? Мы можем предложить, поделиться знанием. Но выбирать всегда человеку. Если, настаивать, подавлять волю, даже из благих побуждений, ни к чему хорошему это не приведет. Обязательно возникнет внутренний протест. Для йоги главное, чтобы человеку нравилось. Тогда, занимаясь, он становится лучше.
По какому принципу ты строишь занятия в Йога-Центре? Я понял, что люди совсем не умеют расслабляться. Накапливается настолько безумное напряжение, что люди вынуждены что-то предпринимать. Кто-то обращается к массажисту, кто-то снимает стрессы традиционно по-русски. На самом деле, не надо накапливать стрессы, нужно рационально использовать телесные возможности, возможности психики и нервной систем, и тогда мы будем находиться в равновесии и будем здоровы.
Идея такая: сначала обычная программа, посвященная работе с телом, а затем специальное занятие - пранаяма. Пранаяма – это наука о дыхании, а йога говорит о том, что наше дыхание и состояние ума непосредственно связаны. Если у нас неровное неспокойное дыхание, ум в аналогичном состоянии. В голове наблюдается какое-то брожение, произвольные мысли, движения, постоянная ментальная болтовня. В общем-то, это обычное состояние мозга, если он не занят чем-то конкретным. И наоборот, если дыхание ровное, спокойное, то и ум успокаивается. Одна из целей пранаямы и йоги вообще привести себя в состояние гармонии. И это является отправной точкой, творческой позицией, с которой что-то начинается.
Потому что, если мы своим сознанием полны какими-то мыслями, идеями, размышлениями, все это у нас варится в голове без нашего контроля, нагромождается, мы представляем собой переполненный сосуд, и ничего нового уже принять не можем. Научившись освобождать голову от лишнего, мы получаем возможность воспринять новое, и даже знакомая информация может восприниматься по-другому. В том кроется основной смысл: вся новизна, она изнутри. Мы ничего нового не придумывали. Это традиция, отработанная тысячелетиями, и в классических трактатах по йоге прописано, что занятия с телом подготавливают внимание. Следующая ступень - работа с дыханием. Через дыхание мы успокаиваем свой ум, и только тогда может приступать к практике медитация, когда человек достигает какого-то единства с объектом своей концентрации. Любые религиозные направления предполагает концентрацию на божестве, на свете, на каких-то атрибутах. А на самом деле это все неважно, главное чтобы человек приходил в состояние равновесия, гармонии и был по-настоящему счастлив. Это и есть главная цель каждого человека. Через самосовершенствование к счастью.

Интервью: Ольга Протасова