Особенности тренировочного процесса. Пределы интенсивности.

Нередко у занимающихся возникает вопрос. Насколько интенсивной должна быть нагрузка? Где тот предел глубины формы, который даст желаемый результат? Предел можно понимать по-разному. 
Есть предел наших анатомических и функциональных возможностей. Он обусловлен самой природой, и его преодоление всегда означает травму либо переутомление, как минимум. Приближение к нему неминуемо ведет нас к сужению, схлопыванию сознания, когда мы уже ничего не чувствуем, кроме боли в перегруженном суставе. Здесь налицо бесполезная и опасная трата энергии. Так, конечно, может выглядеть экстремальная тренировка по принципу выживания, но, случается, что усердие превозмогает и рассудок.

А есть способ тренировки, когда мы сохраняем, как бы придерживаем часть своих физических возможностей и не теряем при этом ни плавности дыхания, ни целостного ощущения тела, ни сосредоточенности на процессе. Это предел объемного восприятия - тонкая очаровательная грань, знаменитая золотая середина… До него восприятие постепенно набирает силу, становится все более ясным и всеобъемлющим. После него, по мере приближения к анатомическому барьеру, сознание уменьшает свой объем, переставая воспринимать «ненужные» элементы. И от этого диапазона, от расстояния между двумя фундаментальными позициями восприятия и зависит суть выполняемого действия…

Например, спорт по своей природе стремится исчерпать всего человека целиком, без остатка, надрывно утилизируя его на грани физиологических возможностей, зачастую ничего не оставляя ему взамен, кроме разве что растревоженных амбиций. Он жаждет рекордов, ему нужна форма, до внутреннего мира человека ему, как правило, нет никакого дела. (Заметим, что это касается лишь запредельных нагрузок, нацеленных на внешний результат.)

Интенсивные силовые практики хатха-йоги вплотную приближают нас к пределам анатомической целостности. Они оставляют самый минимальный зазор между полнотой ощущений и возможностями физического тела, постепенно их расширяя. И в этом вызов!

Йога-терапия же призвана считаться с несовершенством тела и возможными ограничениями. Здесь мы обязаны предоставлять себе более широкий диапазон для самонаблюдения, ибо уже не имеем права безответственно относиться к своим ощущениям. Отсюда происходит сам стиль йога-терапии – мягкий, текучий, со сглаженными гармоничными переходами. И сама практика должна быть максимально комфортной, ненавязчивой. Нам предстоит еще многое осознать, и погоня за внешней формой не должна этому препятствовать.

Йога становится йогой, лишь когда мы чувствуем все, что с нами происходит. Нам необходимо воспринимать огромное количество деталей одновременно. Нам нужны тонкие подпороговые ощущения, которые преобразовали бы физическую гимнастику в психоэнергетический тренинг. Нам требуется накопление должного количества энергии ради здоровья и целостности, а не растрата ее на мнимые акробатические достижения.

Да, мы даже в йога-терапии работаем на пределе! Но это не есть предел наших анатомических возможностей, это предел той зоны относительного комфорта и самоконтроля, за которой мы перестаем ясно чувствовать все нюансы работы со своим телом и дыханием. И в этой предельно внимательной работе над собой и заключается главный вызов йога-терапии!

Инструктор йога-терапии, искренне ваш, Антон Певцов