Индуисты верят, что на месте Котитирты некогда существовал гигантский провал, который на самом деле был ухом коровы-земли, через него-то Шива и выбрался на свет, отсюда название города — «коровье ухо» на санскрите. В середине кунда на островке стоит его храм Венкатараман. Считается, что каждое полнолуние бог появляется на берегу кунда и читает мантры в честь своего освобождения. Тот, кому не повезет в это время его увидеть, заболеет и умрет.
Главный гокарнский храм — Махабалешвара. В нем хранится самая ценная святыня — Шива-лингам. По легенде, это был камень, подаренный шри-ланкийскому царю Раване Шивой, чтобы тот мог сделать его столицу неуязвимой для врагов. Послан он был с условием: по дороге домой Равана не должен ставить камень на землю... Потом боги передумали, пожалели о подарке и отправили за ним воплотившегося в пастушонка Ганешу (в других вариантах — то Вишну, то Кришна), который вызвался подержать тяжеленный булыжник, пока царь будет молиться (выполнение ритуалов было вторым условием). Пастушонок «устал» держать камень, поставил его на землю — и он в нее врос. А фаллическую форму камень якобы приобрел, когда Равана отчаянно пытался извлечь его — тянул, тянул...
Впрочем, по мнению местных жителей, иноверцев сакральная история города не касается. У всех храмов стоит табличка «Иностранцам вход запрещен». Последние не особо обижаются, ведь едут они сюда в основном из-за пляжей.
Пляжей четыре. Самый ближний (полчаса пешком от города) — Кудли, за ним Ом (сверху он действительно похож на санскритскую букву), далее — ничем не примечательный Хафмун (Полумесяц) и наконец Парадайз — самый дикий (нет электричества, вода только из колодца), самый дешевый, самый чистый, с самой вкусной едой и самыми добрыми и по-хорошему ленивыми и безалаберными хозяевами кафе. Здесь все то же самое, что и в Гоа, — розовая земля, Индийский океан, зато не так дорого, нет просто отдыхающих и удивительная атмосфера, пронизанная чем-то тонким, неуловимым, наполняющая присутствующих гармонией.
Все пляжи разделены джунглями, сквозь которые бежит еле заметная песчаная тропинка. Стоит сделать шаг в сторону — и незаметно для себя попадешь в совершенно непроходимые заросли. Мифическо-мистический статус городка распространяется и на его окрестности — Парадайз с Кудли посвящены Шиве: в дальних уголках за хижинами стоят камни с его изображением, лежат подношения. А вот Ом отдан под общее руководство Кали — той самой богине смерти, темной ипостаси жены Шивы Парвати, которая носит ожерелье из человеческих черепов, держит в каждой руке по кинжалу и у которой изо рта капает кровь. Весной этого года аборигены Ома построили рядом с пляжем «храм» Кали. Сооружение скорее напоминает алтарь с мурти (статуей), опутанный гирляндами из цветов. В день открытия после заката каждый абориген, начиная от владельцев гестхаусов и заканчивая последним бесполезным боем, был занят одним: отловом отдыхающих и затаскиванием их в «храм». Там после помазания и причащения виноградом следовала лекция на тему: «Кали — добрая богиня. Мы все очень ее любим. Очень хорошо молиться Кали».
Обычно здесь очень мирная атмосфера — «шанти-шанти», как говорят индусы. Расслабленно и неторопливо проходят дни, недели и месяцы, городская суета сползает на песок и уплывает в Индийский океан вместе с отливом.
Экскурсии
Согласно эпосу "Рамаяна", в Бхаскаракшетре (Хампи) делал остановку Рама, когда вместе с братом Лакшманой путешествовал на юг к острову Ланка. Именно здесь он обрел преданное ему обезьянье войско во главе с легендарным Хануманом. Позже город обрел название Виджаянагар, став столицей одноименной империи. Португальский путешественник Паэс, побывавший в Хампи в пору его расцвета писал, что по величине город не уступает Риму, дворцы гораздо больше замков Лиссабона и что он кажется раем.
Сегодня, глядя на руины можно только вообразить великолепие и красоту древнего города. Сохранились в Хампи только храмы, создававшиеся в разные эпохи и при разных правителях. Их здесь более 300, среди которых выделяются обильно украшенный эпизодами из "Рамаяны" храм Хазара Рама, величественный храм Шивы Вирупакша созданный в 1510 г. правителем Кришнадеварая. Далее к югу от автостанции - храм Кришны Виттала, за ним возвышается монолитное изваяние Нарасимхи, а в центре города - окруженный многочисленными храмами Лотосовый дворец, построенный для жены махараджи. Ну и конечно же, знаменитые Большая Каменная Колесница и Звучащие Колонны.
В настоящее время Хампи является археологическим памятником мирового значения и находится под охраной ЮНЕСКО. Развалины Хампи, раскинувшиеся на площади около 30 кв. километров, нельзя назвать развалинами в полном смысле этого слова. Это комплексы прекрасно сохранившихся дворцов и храмовых ансамблей, как индуистских, так и мусульманских. Во многих индуистских храмах до сих пор отправляются религиозные обряды.
История
Основанный в 1336 году Город Победы Виджаянагар стал столицей одной из крупнейших империй древней Индии, появившийся на смену разрозненным княжествам во времена мусульманского вторжения. Однако еще в начале 1-го века н.э. эта территория была не только заселена, но уже и являлась крупным буддистским центром, что вероятно и повлияло на выбор месторасположения для будущей столицы.
Империя Виджаянагар росла настолько быстро, что уже к 1370 году большая часть Южной Индии находилась под ее контролем, а наибольшего расцвета она достигла в 16-м веке во времена правления Кришнадеварайи. Столица занимала площадь более 40 квадратных километром, в то время как численность ее населения составляла более 500 тысяч человек. Важнейшие торговые пути проходили через Виджайанагар, и ее базары быстро стали центрами международной торговли.
Так продолжалось до 1565 года, когда после смерти К. Распавшаяся на части империя потерпела сокрушительное поражение в битве у Таликоты от вновь образовавшейся мусульманской коалиции. В результате в считанные годы столица бывшей империи была разорена и покинута жителями, и лишь в 1976 году здесь были начаты раскопки под руководством Археологического Совета Индии совместно с властями штата Карнатака.
В настоящее время руины некогда великой столица находятся на прилегающей к городу Хапми территории, разделенной археологами на Сакральный и Королевский центры. Кроме того, неподалеку раскопана и древнейшая крепость Анегонди.
Сакральный центр
Сакральный центр расположен на одном из берегов реки Тунгабхадра. Именно здесь по легенде жил святой отшельник Мадхавачарья, указавший основателю династии Виджайанагар на место для будущей столицы империи.
Первым зданием здесь стал храм богини Пампапати, в 1442 году перестроенный в храм Вирупакша - одного из воплощений Шивы. Жемчужиной здания является место в северо-западном углу внутреннего двора, где благодаря инженерной мысли древних зодчих можно наблюдать причудливую игру исходящего из узкой щели света, проецирующего на стену перевернутое изображение главного гопурама (пирамидальной башни в храмовом комплексе).
На юге от храма Вирупакша расположен холм Хемакута с разбросанными по нему многочисленными памятниками древности, среди которых особое впечатление производят 4,5-метровая статуя Ганеши, вырубленная из монолитного камня и 7-метровое изваяние бога-льва Нарасимхи, созданное во времена правления Кришнадеварайи. Между этими двумя статуями находятся храм Кришны - главный храм города, занимающий огромную площадь.
Из центра Хампи, от храма Вирупакша идет бывшая когда-то основной торговой улицей столицы километровая дорога Хапми Базар, заканчиваясь монолитным изваянием Нанди - быка Шивы, и развалинами храма Ачиутарайя, рядом с которым располагается ритуальное место, где пары, хотящие детей, оставляют камни до рождения ребенка.
Жемчужина индийской культуры Виттала Темпала - храмовый комплекс, построенный в начале 16-го века и посвященный Вишну. В нем сосредоточено множество удивительных вещей - от музыкальных колонн главного храма, издающих при касании звуки различных тонов, до стоящей во внутреннем дворе кареты, целиком, включая колеса, вырубленной из камня и украшенной барельефом Гаруды - птицы, всюду сопровождающей Вишну.
Королевский центр
Вторая часть Хампи, Королевский центр, в отличие от Сакрального состоит большей частью из построек, имевших непосредственное практическое назначение. Так, первым встречающимся здесь памятником являются Королевские Бани, удивительные своей уникальной системой дверей и окон, которая позволяла сохранять прохладу и свежесть даже в жаркие летние дни.
Рядом с Банями находится Королевская площадь, обнесенная стенами с изображенными на них сценами из жизни города. Наибольший интерес представляет примыкающий к площади на северо-востоке Стоколонный Зал для аудиенций, служивший для проведения публичных судов и приема иностранных послов.
Следом за площадью расположен храм Хаджара Рамачандра, специально построенный исключительно для королевской семьи и потому украшенный фресками ратников, танцоров и слонов. Кроме массивных четырех колонн черного цвета вызывает восхищение и непостижимое мастерство, с которым были вырезаны камни для стен храма - и по сию пору они пригнаны настолько плотно друг к другу, что свет проникает в здание лишь из окон и двери.
Анегонди
Рядом с находящейся неподалеку от Хампи деревушкой Камалапурам расположены руины древней крепости Анегонди - первого поселения династии Виджаянагар. В настоящее время от крепости практически ничего не осталось за исключением нескольких фрагментов стены, но к счастью удалось раскопать замечательные маленькие храмы Дурги и Лакшми, а также белоснежный храм бога обезьян Ханумана, расположенный на вершине холма, с которого открывается один из лучших видов на Хампи.