Здравствуйте!
Вопрос Ваш не простой, но кому сейчас легко, как говориться! Вы не ошиблись - я абсолютно убежден, что не только можно, но и нужно! К сожалению, группы с терапевтическим подходом у нас сейчас нет. Чтобы понять, что Вам рекомендовать стоит пообщаться "живьем" - нужно понять причины синдрома, проявления и пр., а так же показания и противопоказания врачей. Но с индивидуальными классами сложно - я перегружен работой. Извините!
Если есть желание встретиться - звоните, пишите
89279116565
Здравствуйте!
Да, формат персональных занятий практикуется. Стоимость у инструкторов разная - от 600 до 1500 руб.
Здравствуйте!
Вы абсолютно правы – если только растягивать суставы, то добьешься разболтанности и гипермобильности в суставах и это не правильно. Хотя, если посмотреть глубже на вопрос, суставы не растягиваются. Но йога (если это действительно йога) не имеет ничего общего с растягиванием соединительной ткани!
И вообще мышцы не тянутся, у них нет такой функции. Они либо напрягаются – сокращаясь, стягиваясь. Либо расслабляются – удлиняясь в размере. А еще они могут рваться при особом упорстве практикующего.
Мы же учимся управлять работой мышц в рабочем диапазоне напряжение-расслабление, т.е. согласно анатомии и физиологии и никаких аномальных и запредельных подвижностей не преследуем как цель.
И в каждом суставе, и во всем теле в целом рассматриваем принцип ХА-ТХА, т.е. рабочий баланс между подвижностью в суставе, свободой и умением мышц держать сустав собранным и принимать и передавать нагрузку - баланс между силой и подвижностью, свободой. Т.е. сустав, будучи просто механическим шарниром, предполагает подвижность двух костей друг относительно друга согласно его строения, а мышцы в эту подвижность сустав приводят, при этом не передавая нагрузку на сам сустав. Тогда мы говорим о гармоничной работе сустава.
В этом контексте йога – это метод осознанного управления работой каждого сустава, каждой мышцы и тела в целом с целью привести его в рабочее, балансовое состояние.
Рассматривая понятие опорно-двигательного аппарата, мы понимаем, что под опорой мы подразумеваем кости и мелкие мышцы, связки и сухожилия, которые эти кости держат связанно, а под двигателем - крупные мышцы, которые двигают кости друг относительно друга. То, что должно держать – должно уметь держать, то, что двигает – должно заниматься только этим: у всех свои функции.
Йога – это контроль, управление и это основная наша практическая идея всех занятий и практик.
Принципиально не верная постановка задачи! Должно быть - максимально ЭФФЕКТИВНАЯ работа в асанах!!! Это значит, что мы в балансовом состоянии - с одной стороны собраны (на уровне тела, дыхания и внимания), с другой расслаблены (внешние каркасные мышцы и те, которые не должны напрягаться, и в целом внутренне, эмоционально) и в этом состоянии работаем с зажатыми зонами, раскрывая и отпуская. Но, в первую очередь, создавая вытягивание из таза, от нижнего замка, создавая восходящее движение по передней линии - канал Арохан, и нисходящее движение по задней части обратно к нижнему замку - канал Аварохан. Когда есть уравновешенность восходящего и нисходящего движений, потоков, случается баланс как на уровне тела и оно становится все расслабленней и расслабленней, раскрытее, на уровне дыхания - оно становится чуть длиннее и свободнее, начинают появляться самопроизвольные паузы между вдохами-выдохами, так и на уровне ума - тоже спокойнее, уравновешеннее, тише, и в то же время собранней. Все время система закрыта - замки, внимание, дыхание - все в себе. В центре, в самом себе с такой работой как на глубине моря - все время покой, хотя на поверхности может все меняться - то штиль, то шторм. И когда таким, еще более углубленным, но и более раскрытым - опять баланс, ты возвращаешься из очередной формы, то не только не теряешь силы и внимание, а набираешь. И ощущаешь себя как наполненный, плотный, сильный и подвижный шар. Это наполненность энергией, высвобожденной из зажатых зон, от сбалансированности центров и пр., удержанной и распределенной присутствующим вниманием в себе и не только. И, конечно, тело немного может подустать, но внутренняя наполненность с лихвой компенсирует это, заряжая еще больше. Не забывайте принцип – где наше внимание, туда направляется наша энергия. Если в асанах и после комплекса мы большую часть времени рассеяны, энергия так же рассеивается. Йога - это баланс. Всегда. Во всем. Все и не опишешь, но такой йоге я учусь и учу.
Это постепенный процесс, но уже сейчас должны быть схожие процессы, состояния. Просто у тебя слишком много внешних напряжений и ты многое делаешь все еще на старых, привычных принципах - делай больше, сильнее и будет тебе счастье. А счастья все нет и нет! Ты знаешь как упрощать форму, когда пока еще нет достаточной свободы в теле, чтобы сделать чисто. Но если не работать в обозначенном русле - само не придет! Мы все в ожидании чуда, счастья в жизни, но под лежачий камень... Или, по другому: спасение утопающих дело рук самих утопающих. Так что слушай старших, учись хорошо и все будет. Но йога - это не когда-нибудь, йога всегда здесь и сейчас!
А какие задачи ставятся, что такой вопрос - какие асаны делать перед сном?
Если вопрос общий, то можно практически все. Но нужно понимать, что если мы будем делать все в динамичном ритме, плотно, с силовыми слагаемыми, особенно на живот, то можно просто не уснуть.
На ночь, и это, по-моему, очень естественно, хочется все делать мягко, плавно, с большими фиксациями в формах и без силовых - на раскрытие, расслабление, отпускание... Ведь за день мы набираемся переживаниями, впечатлениями и, как следствие - напряжениями, блоками, которые не лишне поосознавать и поизбавляться, чтобы войти в тонкую реальность сна с чистым сознанием и сбалансированными.
А если на ночь вы собираетесь попрактиковать дыхательные, созерцательные техники, то энергия от плотного комплекса даст силы для устойчивости ума в практике, чтоб попросту не заснуть.
Вообщем, все по задачам.
Конечно возможно! Более того, это весьма гармоничное взаимодополнение. Каждая из этих систем преследует одни и те же цели и работает в едином ключе с телом, дыханием, самое основное энергией. К примеру, в йоге практики по работе с трансформацией сексуальной энергии и обращении потока являются закрытыми, а в книгах того же Мантека Чиа это все есть. Очень много современных Мастеров вплетают в практику йоги цигун или делают его отдельно.
Взять тех же А.Сидерского, А.Лаппу.
Вот сочетать йогу с тренажерами сложно - разный принцип работы мышц, забиваются каналы...
Мое мнение - нет, не стоит посещать тренажерный зал чтобы потом лучше делать асаны. Чтобы лучше делать асаны лучше ЛУЧШЕ делайте асаны! - простите за .... В тренажерном зале вы будете прокачивать внешние, каркасные мышцы, которые ни как вам не дадут устойчивости в силовых асанах. Более того, работа с добавочными весами дает увеличение мышечной массы, которая будучи в тонусе существенно ограничит свободу в теле и потребует больше сил для ее растяжки, так сказать. И потом всю эту массу нужно кормить, прорабатывать – это весьма затратно! В свое время, когда я учился делать стойки на руках тоже думал, что мне не хватает силы и стал работать в тренажерном зале. Результат удивил - сила подросла а устойчивости стало еще меньше!
Я думаю, что если вас не интересует результат от тренажеров, занимайтесь йогой, добавляя силовые формы. Их полно - все широкие шаги, бакасана, средний упор, лаласана и пр. Или делайте силовую программу со своим весом. В динамике это отжимания, подтягивания и пр. В статике это те же упоры, шаги и пр.
Да, занимаясь йогой, тело начинает меняться, причем у всех по-разному. Во-первых, еще с рождения природой заложена определенная матрица строения и развития тела. Когда мы начинаем заниматься йогой, тело начинает сначала самоочищаться от токсинов, шлаков, затем происходит постепенная перестройка питания, и постепенно оно начинает принимать тот образ, который и был заложен изначально. Понимаю, что часто он не соответствует тому, что мы о своем теле думаем. Но в йоге важно, чтобы тело было сильным, выносливым, гибким, достаточно чистым - чтобы оно полностью выражало ту свободу, которая есть внутри и чтобы оно могло проводить энергии высокого порядка. В Индии на празднике Шиваратри я видел, как у людей с проблемами позвоночника и др. были большие трудности участия в церемониях - тело, суставы начинали болеть, буквально выкручивать - много блоков как в теле, так и в сознании - все связано.
Другое дело не хватает нагрузки на определенные группы мыжц. Иногда это связано с тем, что до йоги был период активного спорта, иногда не тот уровень нагрузки и загрузки, иногда лень, а иногда на самом деле стоит просто уделить им больше внимание. Очень сложно дать на групповых занятиях нагрузку, подходящую всем. Чуть плотнее - появляются гримассы на лицах. Вот занимающиеся на интенсиве почему-то не жалуются на недостаток нагрузки. А самое главное - желание и трудолюбие. Можно делать простой наклон к ногам и прогрессировать от раза к разу, выбирая весь возможный предел, а можно заниматься на сложном занятии и все "сливать".
По поводу самочувствия, вопрос глубже и много индивидуальных особенностей включаются. Но, в общем, важно следить по состоянию в голове - всегда ясность, расслабленность (отсутствие внутричерепного и внутриглазного давления), расширенность восприятия. Это критерии, по которым мы оцениваем корректность практики как в процессе, как и после ее. Думаю, слышали много раз на занятии, но вот прилагали ли к себе? Все есть практика!
Это только один из многих инструментов, пользоваться вам.
Разогрев - это по погоде и опять же по самочувствию. При небольшом навыке замедленное упругое дыхание удджайи, и, тем более, задержки, разогревают за 5 минут даже на морозе и даже при неподвижности тела. Чистая физиология. Кроме того, есть известная Вам суставная йогическая гимнастика Сукшма-вьяяма.
На занятиях в комплексах хатха-йоги мы иногда используем достаточно динамичные виньясы – связки асан, такие как Сурья намаскар – приветствие солнцу. Они могут выступать как разогрев. Также выполнение любых других виньяс мы можем использовать для разогрева и плавного входа в практику. Чаще всего разогрева как такового нет, а есть движение от простых асан к более сложным, от меньшей глубины проработки к большей. Таким образом, мы учимся включать нужные нам мышцы так как нам нужно. Идеальная ситуация – без разогрева и разминок мы можем сделать все то, что могли бы после хорошей разминки.
Относительно самостоятельных комплексов. Сначала нужно взять за основу уже отработанные комплексы, используемые на занятиях и просто купить видео с тренировочной последовательностью. По мере освоения комплекса - асан, виньяс в нем, мы убираем получающиеся, уже простые, добавляем новые, более сложные, неполучающиеся. Их всегда можно взять на текущих классах. Построение тренировочной последовательности очень важна. Считается, что эффект от отдельно взятых асан – 30%, от последовательности -70%. Так что не стоит в начале что-то пытаться придумыватьи только с опытом придет понимание принципов построения комплексов.
Биомеханика отдельных форм обсуждается на занятиях, и нужна эта скрупулезная отстройка как раз для того, чтобы формы "работали", чтобы имели свое содержание.
Я тоже люблю находиться в формах подольше, чтобы больше прочувствовать, до-собраться, до-раскрыться и глубже войти в форму.
Самое главное понять и чувствовать, что во всех формах мы ищем большей целостности и на фоне ее большей глубины, большей проработки, большего раскрытия рабочих зон. И когда мы начинаем чувствовать, что в форме больше раскрыться не сможем или теряется сборка и дальше будет только нарастать напряжение - выходим из формы. Мы, так сказать, доходим до дна, чтобы от него оттолкнуться и всплыть. Надеюсь, такая аналогия понятна.
Главное понять, что мы занимаемся йогой и в каждой асане ищем баланс между напряжением и расслаблением, между правой и левой сторонами, между вдохом и выдохом и т.д. И если мы не добираем в форме, инертны - не растем, или это происходит о-о-очень медленно, это гуна ТАМАС. Если слишком упираемся, очень напрягаемся и перенапрягаемся - не далеко до травм и еще больших зажатостей, это гуна РАДЖАС. Баланс между ними - гуна САТТВА, это благость, гармония, покой. И это не когда-нибудь, когда мы станем растянутей и сильней, это уже сейчас, это в каждой асане. Тогда мы занимаемся ЙОГОЙ и она нас меняет изнутри.
Заниматься йогой можно как угодно. Ведь у каждого свои цели и приоритеты и в жизни, и в практике. И это здорово, что все мы такие разные, понимаем самосовершенствование по разному и по разному идем к нему. Заметьте, мы не говорил о так называемых «духовных аспектах» практики. Йога - это не религия, и йога – это не вопрос веры! В нее не нужно верить, ее практиковать нужно. А вот когда появятся результаты, будем говорить о том, во что мы верим. Моя личная практика и практика наших занимающихся показывает, что все мы начинаем заниматься йогой как физкультурой. И это нормально. Ведь и на классах мы говорим только о теле, дыхании и внимании – здесь нет других аспектов. Мы изучаем себя и учимся управлять телом, дыханием и вниманием. Если вы практикуете уже йогу, то наверняка убедились, что это не так-то просто! И если мы не можем быть внимательны к своему телу хотя бы несколько минут, если не понимаем процессов в нем и не умеем управлять хоть сколько то, что мы можем делать с более тонкими составляющими? Да ничего! Это иллюзия, что не умея работать с телом, не понимая его, мы можем достичь что-то в более тонких процессах, состояниях. Согласно йогическим текстам, Атма – это тело. И не забывайте - "успеха в йоге достигнет каждый, кто сумеет одолеть свою лень. И не важно, молод он либо стар, болен, или даже дряхл. Лишь бы практика его была настойчивой. Ибо как без нее преуспеть?" ("Хатха-Йога-Прадипика").
Да, все верно – йога – это собирание, а не растягивание, вопреки общему мнению. Отстройка прямых линий, контроль прямой линии позвоночника, замки, собирание и втягивание ног и рук, совмещение центра тяжести с точкой опоры, дыхание удджайи, понимание и ощущение своих целей - что мы хотим добиться в практике йоги, и мн. др. – это все настройка на практику. Мы учимся чувствовать себя, изучать, понимать… Йога - это контроль, а как можно контролировать что-то, если мы это что-то не чувствуем. Не забывайте - та йога, которую мы практикуем, учит нас быть целостными через работу, ощущение, понимание своего тела. Первая задача – быть целостным на уровне тела, внимания. Быть собранным. Это ситуация, когда все части тела собраны друг с другом и с сформированным центром. Вторая задача – практика асан всем телом т.е. в состоянии целостности. Т.е. мы целостность тела, внимания отрабатываем в разных ситуациях на примерах разных асан. Поэтому верно будет первое – отстроиться и только потом идти в асану. Если отстройка теряется, останавливаемся, дособираемся, убеждаемся по ощущениям, что это именно так и только потом идем дальше в глубину. Часто в асане, чтобы дособраться, нужно немного упростить положение, иначе много напряжений и сборка вряд ли удастся. Целостность всегда приоритетней подвижности, глубины! Об этом нужно всегда помнить!
Одним из критериев того, что мы настроились - наше внимание почти не отвлекается на внешнее - пратьяхара; дыхание урежается и внимание вплетается в него; тело расслаблено - нет лишних, не рабочих напряжений; ощущение себя - как можно более полно и целостно. Список не весь, но этого более чем.
Экспериментируйте!
Концентрация внимания нарабатывается через концентрацию внимания. Других путей нет, так что лишь в неустанной практике.....
Просто практиковать концентрацию нужно не только на занятиях, но всегда. Если Вы, к примеру, моете посуду, или пылесосите ковер, будьте тотальны в этом процессе, сконцентрируйтесь на нем, только он имеет значение, он сейчас самый важный ваш вопрос. Мы ведь так не делаем, у нас постоянно все в разных местах - тело в одном, мысли в другом..... Понаблюдайте за детьми - если они чем-то заняты, то их не дозовешься! Вот это концентрация! Вот у кого учиться надо!
И помните, напряжения наружней мускулатуры т.е. те блоки и зажатости потому и только потому существуют, что у нас нет внутренней собранности. Например, тянет в наклонах заднюю поверхность бедра потому, что не толкаем ногой т.е. не включена передняя поверхность бедра. Конечно при условии, что спина в пояснице прямая, иначе мышцы задней поверхности бедра будут блокировать нам движение. И только в ситуации, когда мы правильно отстраиваем форму – внешне и внутренне, не перегружаемся в ней, не теряем внимание, мы сможем в практике проработать заблокированные напряжениями зоны и быть свободнее.
Различные направления, как Вы выразились, это только взгляд на Путь йоги разных Мастеров, скажем так авторские методики. Гораздо важнее, что или кто стоит за этими методиками. В Индии, к примеру, можно часто услышать вопрос – кто твой Учитель? И если ты самоучка – улыбаются снисходительно и уходят. Но давайте для понимания заглянем в историю развития современной йоги. В прошлом веке был Мастер хатха-йоги Кришнамачарья, возродивший древнее искусство йоги и адаптировавший этот метод для нас, обычных смертных. Нет, не подумайте, что йоги до него не было, просто она носила закрытый характер передачи знания, например в традиции Натхов. И вот у Кришнамачарьи было три ученика: Б.К.С. Айенгар, Шри К. Паттабхи Джойс и его сын Десикачар. И в итоге западный йога-мир видит три "классических" направления йоги, основанные этими тремя Мастерами: Айенгар-йога, Аштанга виньяса йога, Вини йога. Но какие же они классические? Это видение каждого Мастера одного и того же предмета под разными гранями. Айенгар уделяет огромнейшее внимание йога-терапии и детальной отстройке асан, никто не сделал такой работы. Паттабхи Джойс предложил очень плотный, даже жесткий метод не для всех с плотным дыханием удджайи, дришти (концентрация внимания на разных местах тела) динамичной, соковыжимающей йоги. Десикачар, в силу своей философской глубины, и метод разработал внутренней йоги.
Так и у наших современных Мастеров развились свои направления: у А.Лаппы Универсальная йога, у А.Сидерского последнее детище Йога 23. Да что ходить далеко, в нашем Йога-центре все инструктора начинали заниматься у одного и того же практика йоги, а посмотрите какие разные все! И, надо сказать, хорошо, что так!
Резюмируя все сказанное, каждый истинный практик йоги в давно уже существующих алгоритмах йоги ищет нюансы под себя, что именно ему максимально помогает, делая более расслабленным, открытым, свободным. Вот и вы, практикуя те или иные методы йоги, цигуна и пр. чувствуйте, что вам помогает. Ведь это всего лишь метод, не свод мертвых правил - все в себе самом! И дай вам Бог удачи встретить настоящего, сильного практика и получить от него наставления! Ищущие находят!
А что уж такого разного Вы видите в так сказать мужском и женском вариантах йоги? И что принципиально разного в мула бандхе? В чистом виде мула бандха - подтягивание мышц промежности, тазового дна и только лишь! Да, в асанах, тем более силовых, она задействует больше мышц в работу. У мужчин - мышцы промежности, тазового дна, анального сфинктера, сфинктера мочевого пузыря, малый брюшной пресс. У женщин - мышцы промежности, тазового дна, анального сфинктера, мышцы вокруг шейки матки, малый брюшной пресс. Ну нет у нас, мужчин, матки! Нужно понимать вообще смысл, принцип работы. А смысл в первом приближении - создать импульс-движение вверх.
Есть только разница в склонностях - мужчины тяготеют к силе, женщины к пластике. Поэтому мужчинам проще даются силовые, женщинам глубина форм. Но мы, мужчины, не говорим, что не можем делать глубокие формы, потому что мы мужчины, оправдывая тем самым свою слабость и не желание работать. Попытайтесь понять простую вещь - мы стремимся быть сбалансированными, уравновешенными за счет добирания недостающих качеств, противоположностей. Ведь и в хатха-йоге мы стремимся делать не получающиеся формы, а учится новому, раскрывать зажатое, добирать недостающее. Ведь ха-тха - две пары противоположного, мужское и женское, йога – объединение противоположностей в гармоничное целое. Йога – это гармония! Да, не нужно перебарщивать, ведь женщина должна быть женственной, мужчина… Но каждому не лишне быть и гибким, и сильным – ситуации-то бывают разные и требуют от нас умного подхода. Вот мы и тренируем разные стороны своего естества.
Ну, если на пальцах. Когда тело человека растет (считается, что это происходит примерно до 25 лет), за ростом костной структуры идет развитие мышц - они растут, удлиняются, развиваются. С замедлением и окончанием роста человека мышцы сами тоже прекращают рост. А учитывая, что основные мышцы постоянно работают, т.е. сокращаются, то происходит сокращение, сжатие, уплотнение мышечных волокон. И так практически каждый сустав постепенно теряет свою свободу. Плюс еще у каждого из нас есть свои природные и наработанные предрасположенности делать теми или иными мышцами практически любую работу. Вот и получается, что одни мышцы работают и перерабатывают, перенапрягаются, в то время как другие бездействуют. Такая же картина может наблюдаться и в отдельно взятых суставах, когда одни мышцы, волокна обеспечивают подвижность и корректную работу сустава в своей области, а другие зажаты, блокируя его, или вообще не работают. И постепенно, с годами тело человека становится все менее подвижным, свободным, и более закрепощенным, ограниченным. Какие-то зоны, мышцы, подвижности развиваются, какие-то совсем нет. Но суставы - это всего лишь кости, работающие как шарниры. И свободу в них нам не дают обеспечивающие работу, так сказать прилегающие мышцы. Вот и получается, что под термином - раскрытие тех или иных суставов, мы подразумеваем проработку, не просто растяжение прилегающих мышц, сухожилий, связок, а скорее и важнее всего научение этих мышц собираться и обеспечивать суставу собранность (когда мышцы держат сустав в правильном положении, исключая компрессию в нем), и в тоже время подвижность в пределах нашей природы и согласно анатомии и физиологии. И по определению работы в йоге - суставов мы чувствовать не должны, иначе они начинают травмироваться. И нам нужно научиться чувствовать и собирать каждую зону подвижности – каждый сустав. А затем в таком собранном состоянии, когда все суставы собранны, все части тела собраны друг с другом и с центром мы делаем практику – асаны, переходы и пр. И учим тело быть таким, целостным в любых ситуациях – асанах.
Основные суставы, работающие в теле человека - плечевые и тазобедренные. Вот и мы уделяем большое внимание работе этих зон.